Декада гуманитарных наук

Пояснительная записка

Номинация:    Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Название работы: «Грозные годы войны»
Форма работы:  проект.
Краткое тематическое содержание:
В соответствии с  планом работы школы проводилась декада гуманитарных наук. Все мероприятия декады были посвящены 65 годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Учителями гуманитарных наук было принято решение провести декаду в форме проекта. Название проекта: «Грозные годы войны»
За каждым учителем был закреплен класс.
Открытие декады произошло на общешкольной линейке накануне праздника. Линейка проводилась в первую и вторую смену. Для выявления уровня  знаний учащихся о Великой Отечественной войне было решено провести анкетирование. Представители совета образования классов получили анкеты в первый день проведения декады, чтобы учащиеся со своими кураторами имели возможность заполнить и обработать их. Через два дня прошло совместное заседание представителей совета образования классов и кураторов. Анализ анкет показал поверхностные знания учеников об этой войне и об участии в ней своих родственников.
Исходя из этого, было сформулировано противоречие: с одной стороны, в большинстве семей жителей поселка Каркатеевы были участники Великой Отечественной войны, а с другой стороны, учащиеся Каркатеевской школы имеют лишь поверхностные знания об этой войне и об участии в ней своих родственников.
Из данного противоречия вытекает проблема: каким образом почерпнуть необходимую информацию для восполнения пробелов в знаниях о Великой Отечественной войне.
Учащиеся совместно с кураторами сформулировали цель проекта: расширить свои знания о Великой Отечественной войне через организацию и проведение мероприятий во время декады гуманитарных наук.
Для достижения данной цели поставили следующие задачи:
1.Сбор и обработка информации.
2.Разработка сценариев мероприятий и их проведение.
3.Повторное анкетирование.
4.Подведение итогов декады.
Для решения этих задач составили план проведения декады. В основе разработок мероприятий лежали вопросы, которые вызвали у ребят затруднения.  На вечере вопросов и ответов «Грозные годы войны» особое внимание уделялось личностям военачальников и сражениям;  вопросы по ленд-лизу и роли союзников в войне, раскрыли учащиеся, которые готовили экспозиции виртуального музея; вопросы, связанные с участием родственников в войне, и литературными произведениями о ней в творческой форме осветили ученики, работавшие над проведением вечера «От всей души».
Были разработаны критерии результативности:
1.Активность учащихся в мероприятиях декады (оценивается баллами: за активное участие-2 балла, за пассивное участие-1 балл).
2.Положительные отзывы после мероприятий (рефлексия).
3.Устранение пробелов в знаниях о Великой Отечественной войне (анализ повторного анкетирования).
Чтобы ученики могли более качественно участвовать в разработке проекта, был подготовлен информационный лист, где перечислены источники информации.
        Учителя истории совместно с учениками 9-10 классов подготовили вечер вопросов и ответов.  Был составлен банк вопросов по истории Великой Отечественной войны, из этих вопросов разработан сценарий вечера. В игре участвовали 4 команды, в состав которых входили ученики 5-10 классов. В течение игры участники команд активно обсуждали ответы на задаваемые вопросы.
         Учителя английского языка с учащимися 5 и 8 классов подготовили виртуальную экскурсию, посвященную помощи союзников по антигитлеровской коалиции Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. Их рассказ на английском языке сопровождался яркой и содержательной слайдовой презентацией. Ученики школы с большим вниманием слушали рассказ экскурсоводов, задавали интересующие их вопросы.
Учителя русского языка и литературы совместно с учащимися 6-7 классов провели вечер «От всей души», на который были приглашены ученики школы, а также учителя - ветераны педагогического труда, чье детство пришлось на тяжкие годы войны: Еремеева Галина Николаевна и Уханева Алла Яковлевна. На литературном вечере звучали стихи на военную тематику, ученики рассказывали о жизни своих бабушек и дедушек в годы войны, гости о своих детских воспоминаниях. Рассказы сопровождались музыкой и видеоматериалами военной эпохи.
          После проведения всех мероприятий декады было проведено повторное анкетирование, которое показало, рост знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны.  
          За участие в декаде ученики получали баллы: 1- за пассивное участие, 2 балла – за активное участие. Все баллы были подсчитаны, с ними ознакомили классы, и получившие наибольшее количество баллов ученики выбирали предмет, по которому хотели получить оценку «отлично».
           Можно сделать вывод, что проект прошел успешно. Продуктом проекта стали статьи учащихся, на основе которых выпущена газета «Школьные ведомости», а также продуктами проекта являются мероприятия декады и их сценарии, пополнившие копилку педагогических и ученических разработок.
               Подведение итогов декады состоялось на общешкольной линейке. Были вручены грамоты всем классам, принявшим активное участие в проекте.

 Сценарий литературного вечера «От всей души».
Слайд 1 (Фотографии и песня Весна 45-года)
1 Ведущий
В восьмидесятых рождены,
Войны не знали мы, и всё же
В какой- то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.

Летела пуля, знала дело,
Летела много лет подряд,
 Вот в этот дом, вот в это тело,
 Вот в это солнце, в этот сад.

Я с дедом вместе выполз, выжил,
А то, в каких бы жил мирах,
 Когда бы снайпер деда выждал
 В чехословацких клеверах?

2 Ведущий
Война, беспощадная и жестокая, погубила и покорёжила людские судьбы, оставляя кровавый след на всю жизнь. Но человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, которая одна побеждает время. Слово - внукам и правнукам героев войны.

Выступают 3 ученика с рассказами о своих бабушках и дедушках
Моя бабушка Данильчук Мария Андреевна  жила на Украине.
После начала войны немцы оккупировали город Житомир. Бабушка Маруся оказалась на захваченной врагами территории.
Как только немцы заняли город Житомир, на следующую ночь в дом, где жила бабушка со своей родней, кто-то постучал. Они открыли и увидели раненого русского летчика. Они его впустили, начали кормить, лечить и спрятали на чердаке. Когда он начал выздоравливать, то решил пробираться к своим на линию фронта. Но кто-то из полицаев узнал, что в доме бабушки Марии прячут раненого летчика и сообщили немцам. Рано утром, когда все спали, подъехали немцы, окружили дом и объявили: «Если русский летчик не выйдет, мы расстреляем тех, кто находится в доме, а дом сожжем». Немцы забрали летчика и увезли. А бабушкину отцу сказали: «Если, что-нибудь подобное повторится, то мы всю семью отправим в Германию на работу».
И после этого семья моей бабушки летчика больше не видела. Полицаи поговаривали, что его расстреляли.
Рядом с деревней, где жила бабушка,  находился военный аэродром. Немцы заставляли идти мирных жителей к ним на работу. Бабушкина работа заключалась в том, чтобы штопать носки, зашивать на швейной машинке одежду немецким летчикам. Каждый день люди ходили к ним на работу. Пленные русские солдаты обслуживали немецкий аэродром. Работа военнопленных заключалась в том, что они очищали взлетные полосы от мусора, строили здания, мыли самолеты.
Если немцы узнавали, что среди военнопленных есть летчики, они их расстреливали.
Бабушка была очевидцем, как русский летчик угнал немецкий самолет. Это было так. Один раз этот пленный мыл, убирал, чистил самолет. Мария Андреевна за этим наблюдала. Пленный увидел, что охранник находится далеко, завел мотор и улетел, а пока немцы сообразили, что делать, самолет был уже далеко.
Я горжусь тем, что мои родственники были стойкими, смелыми в годы войны.

Мой дед, Овсянников Михаил Иванович, сражался с самых первых дней войны, он был летчиком, защищал северное небо Мурманска, Североморска. Они имел много боевых вылетов. В одном из боев его самолет был подбит. Он катапультировался из горящего самолета. В этом бою он получил контузию. Затем его наградили медалью «За отвагу», орденом Славы. За службу он получил много медалей и орденов. После войны мой прадедушка испытывал новые самолеты, был летчиком-испытателем. Во время войны он познакомился с моей прабабушкой Пивоваровой Марией Ивановной. Она всю войну прошла радиотелеграфисткой. Победу встретила в Берлине, также имела боевые награды. После войны они с прадедушкой ездили по военным гарнизонам. В 1960 году они переехали в г. Челябинск. Вышел на пенсию мой прадедушка в звании подполковника авиации, а прабабушка занималась воспитанием детей, гражданская ее профессия – учитель русского языка и литературы. Они всегда были везде вместе, так как им пришлось узнать, что такое разлука, да еще во время войны. Я очень рада, что мои прадедушка и прабабушка пришли с той ужасной и кровопролитной войны живыми. Это большое счастье.
Благодаря им я узнала многое о войне, хотя они не очень любили об этом рассказывать. Благодаря им я живу и учусь в мирное время. Низкий поклон и  вечная память им.

Существует мнение, что подвигом можно назвать только героический, самоотверженный  поступок. Но я не совсем согласна, и вот почему. Получается, что подвиг можно совершить только на войне. А как же жены декабристов? Они не воевали, но когда речь заходит о женском подвиге, то в первую очередь вспоминают о них, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь; Они не знали, что ждет их впереди, но главное верили, что нужны своим любимым.
Моя бабушка Шлаева Ирина Денисовна в боевых действиях участия не принимала, за мужем на каторгу не ездила, но я считаю, что ее жизнь тоже можно назвать подвигом, подвигом во имя самого прекрасного чувства на земле – во имя любви.
«Ох, война, что ты сделала, подлая..», - эти стихотворные строчки моя бабушка произносила очень часто, особенно тогда, когда я просила ее рассказать о прадедушке. К сожалению, просила, так как вот уже два года, как моей любимой прабабушки нет с нами.
Ей исполнилась всего двадцать четыре года, когда в октябре 1944 она получила письмо, в котором сообщалось: «Ваш муж  Шлаев Федот во время боевых действий пропал без вести». Сухие казенные строчки, которые еще все-таки вселяли надежду: а вдруг жив, ошиблись,…
  Пришлось по-новому взглянуть на жизнь. А как дальше жить? Человек, которого она так сильно любила, пропал. Уходя на фронт, прадедушка просил его ждать. И она ждала. А как иначе, ведь подрастал сын, который совсем не помнил своего отца.
Проходили годы, взрослел сын, услужливые соседки, у которых с фронта вернулись мужья, советовали забыть Федота и вновь выйти замуж, тем более от женихов не было отбоя. Но прабабушка твердо всем говорила: «Нет, он вернется!» - и продолжала ждать.
Трудно пришлось: голод, разруха, тяжелая работа в деревне, но слово данное мужу, помогало все вытерпеть, помогало жить. Иначе она не могла! На вопросы сына об отце приходилось отвечать общими фразами: «В плену», «Скоро вернется». Шло время, но от мужа так и не было никаких вестей. Когда сын вырос, решили вдвоем написать письмо (это было уже в семидесятых годах) Валентине Терешковой с просьбой помочь в розыске мужа. Долго не было ответа; прабабушка понимала, что не у нее одной такое горе, и опять ждала. Через полгода пришла повестка с просьбой явиться в военкомат. Всей семьей (к тому времени сын женился, подрастали внуки) отправились к военкому с одной только мыслью: «Нашли! Жив!». Но в военкомате им вручили лишь письмо, в котором говорилось, что Шлаев Федот Петрович попал в плен, а территорию, на которой находился концлагерь, освобождали американские войска, следовательно нужно отправлять запрос в американское посольство. В то время любое общение с иностранцами подвергалось проверке. Моя прабабушка, испугавшись за семью, решила не рисковать и снова продолжать ждать.
Прошли десятилетия, моей прабабушки уже нет в живых. Но до последних минут своей жизни в ней теплилась надежда на то, что ее муж жив, он вернется, ведь время уже другое… Умирая, она взяла с нас, внуков и правнуков, слово, что мы не оставим надежду и будем продолжать поиски.
Так разве не подвиг – быть до конца жизни верной данному слову? Я считаю, что моя прабабушка совершила подвиг во имя любви.
Вот такой по характеру женщине адресованы строчки Федора Тютчева:
Любила ты, и так как ты
любить  -
Нет, никому не удавалось!
 Каких-то лет пятнадцать назад не было телепередачи «Жди меня..», компьютеров. Время идет, все развивается с огромной скоростью. Но, к сожалению, ни одно из наших обращений в помощи не увенчалось успехом. Но мы еще верим, а вдруг!


3 Ведущий (на слайде – Вечный огонь, смена караула)
Наверное, действительно мудрое было принято решение перенести Пост№1 в столице нашей Родины от Мавзолея к могиле Неизвестного Солдата, где всегда горит Вечный огонь, огонь нашей памяти

Ученик 1
Могила неизвестного солдата!
О сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Сапёрными лопатками солдат.

Зелёный горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.

2 Ведущий
Более полувека искала Еремеева Галина Николаевна могилу своего отца          (звучит мелодия: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…»)
10-классники читают сочинение о Галине Николаевне.
       Говорят, зло в мире живёт по правилу бумеранга: причинишь его людям, и оно к тебе обязательно вернётся. Таких опасных возвращений никогда не ждёт Еремеева Галина Николаевна, учитель английского языка  Каркатеевской средней школы. Да, Галина Николаевна, имея за плечами почти полувековой опыт педагогической работы, уже более 3-х лет находится на заслуженном отдыхе, но назвать её «бывшим» учителем язык не повернётся, потому что она – самый «настоящий» учитель: добрая, заботливая, удивительно работоспособная и ответственная. В посёлке Каркатеевы её знают и уважают и взрослые, и дети.
    Каждый день Галина Николаевна неторопливо гуляет по посёлку, с улыбкой приглашая в свою компанию вечно спешащих бывших сослуживиц: «Уйдём от инфаркта!» Её шаги замедляются возле памятника Солдату - Защитнику Отечества…Память рисует такие далёкие и такие родные картины…
    Май 1942 года. Маленькая Галя просыпается от всхлипываний матери и приглушённого голоса отца: «Я не могу отсиживаться дома, когда воюют и погибают мои ученики! Прости…»  И отказавшись от наложенной на него военкоматом брони, единственный оставшийся в селе Татаурово мужчина, директор местной школы, уходит на фронт, оставив беременную жену и маленькую дочь. Галине Николаевне довелось ещё раз увидеть своего отца: он на пару часов заскочил  домой перед отправкой на фронт после окончания офицерских курсов в Улан – Удэ. Подержал на руках только родившуюся дочь Зою, крепко прижал к себе старшую, потом высоко поднял её, внимательно вглядываясь в испуганные детские глаза, словно запоминая их  навсегда, поцеловал жену, дав наказ  обязательно выучить детей, и уехал, запрыгнув в открытый кузов поджидавшего его грузовичка.
              «Возможно, я погибну, - дай детям образование!»- так заканчивалось каждое письмо с фронта.…  А с февраля 1944 почтальонка стала обходить дом Еремеевых, в котором поселилось тревожное ожидание.  Весной 1944 года она всё-таки зашла, виновато пряча глаза, подала конверт , и   из трясущихся рук Марфы Григорьевны Еремеевой выпал  серый листок со страшными словами: «Гвардии младший сержант Еремеев Николай Васильевич в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество,  погиб 6 февраля и похоронен с отданием воинских почестей в районе деревни Тимохино Новосокольнического района Калининской области». Такие скупые сообщения были уже почти в каждой семье в селе, пришло оно и  в дом  родного брата отца Галины Николаевны, Еремеева Александра Васильевича, и в дом брата матери… До конца войны надеялась молодая вдова, что их похоронка – чья-то  досадная ошибка. Но к концу войны маме пришло письмо от однополчанина отца, который сообщал, что в том бою 6 февраля погибла почти вся рота, и он лично был свидетелем гибели Николая
    Марфа Григорьевна выполнила наказ мужа: дала детям образование, обе дочери закончили, как и их отец, педагогический институт.
   Более 20 лет разыскивала Галина Николаевна Еремеева место захоронения отца, переписывалась со школьниками Новосокольнического района, ухаживающими за братскими могилами советских солдат. И вот в октябре 2009 года ей пришло письмо от военного комиссара Псковской области, он сообщал что, на братском захоронении у деревни Маево  (а не Тимохино, как было указано в похоронке) увековечена фамилия её отца, и предложил помощь в случае, если  она захочет посетить воинское захоронение.
     Теперь Галина Николаевна ждёт с нетерпением весны, чтобы в День Победы возложить цветы к могиле своего отца – героя войны, чтобы  взять горсть земли и отвезти её на родину в Читинскую область, где в деревне Татаурово возле деревянной школы стоит памятник Еремееву Николаю Васильевичу, погибшему ради жизни своих дочерей, своей жены, своих учеников… Светлая ему память…
                                                            .

(слайд о блокадном Ленинграде)
Ученик 2
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
Сменяй на платье, говорит,
Менять не хочешь – дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам…

И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
 И сил хватило привести
Её к себе, шепнув угрюмо:
На, съешь кусочек, съешь, прости!
Мне для живых не жаль, не думай!

(Сцены Пискаревского кладбища)
Ученик 3
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь лежат горожане - мужчины, женщины, дети!
Рядом с ними – солдаты-красноармейцы.
Так много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто…
Никто не забыт, ничто не забыто…

1 Ведущий
В осаждённом городе работали 39 школ, ремесленные училища, а на табачной фабрике  научились делать лекарства. Публичная библиотека работала в Ленинграде всю страшную зиму 42-43 года, участвуя в  защите цивилизации и культуры. И город выжил.

Ученик 4
Ленинград! Ленинград! Ленинград!
Да прославится хлеб его чёрствый,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающий взгляд,
 И сердец возмужавших упорство…

2 Ведущий
Дети войны.… В литературе такое словосочетание носит название «оксюморон» - совмещение несовместимого. Как сказал А.Твардовский: «Дети и война – нет  более  ужасного сближения вещей».

Ученик 5(слайд плакаты о детях)
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла,
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка…

3 Ведущий
Сегодня в нашем зале присутствуют Уханёва Алла Яковлевна, Клишева Людмила Васильевна, Еремеева Галина Николаевна, чьё детство пришлось на тяжёлые годы войны. Что сохранила ваша память о военном детстве? Какие игрушки у вас были? В какие игры играли? Самое любимое ваше лакомство?

Пожелаем доброго здоровья этим замечательным женщинам, бодрости, удачи.

О детстве своей бабушки расскажет ученик нашей школы ….


Ученик 6
Если я не участник войны,
Это, граждане, вовсе не значит,
Что страдания мне не больны,
От которых и взрослый заплачет.

Не смущайте вопросом меня,
 почему мне медали не дали,
 я участник большого огня,
Это, может, важнее медали…

1 Ведущий
Эти слова - об участниках трудового фронта (кадры хроники)

2 Ведущий
Праздник победы не случайно называют праздником « со слезами на глазах»: люди плакали от счастья, что такой кошмар закончен, что остался жив сын, муж, брат; оплакивали погибших на полях сражений, замученных в фашистских застенках, умерших от ран и голода.
Эта фотография хранится в семье Додоновой Инны Викторовны: её привёз с войны дедушка, дошедший до самого фашистского логова, до Рейхстага.

Ученик 7
Полощут небывалые ветра
Наш гордый флаг над старым магистратом.
И город взят, и отдыхать пора,
Раз замолчать приказано гранатам.
(запись голоса о капитуляции Германии)
(песня из кинофильма «Белорусский вокзал»)

3 Ведущий
    В юбилейные даты, посвящённые годовщинам Победы, собирались и сейчас собираются ветераны (только их становится всё меньше: многие ушли из жизни), чтобы помянуть погибших друзей, узнать, как живут бывшие однополчане, познакомить их со своими детьми, внуками, правнуками…

ДЕНЬ ПОБЕДЫ - МУЗЫКА
(слайд- Елена Викторовна с дедушкой). Это Елена Викторовна Голудина со своим дедушкой на встрече фронтовых друзей.
1 Ведущий
Елена Викторовна, расскажите, пожалуйста, об этой встрече.


2 Ведущий Многие ветераны дарили своим внукам пули, осколки, извлечённые из их тела хирургами в госпитале, многие так и « сжились» со своим металлом, напоминающим о себе постоянной тупой болью, война вросла в солдата…

Ученик 8
На ладони,
От глины оттёртая,
Девятиграммовая,
Мёртвая.
Пуля - давняя, заржавевшая,
Над виском моим просвистевшая…
За душой моей приходившая…
Не сумевшая - не убившая.
Пулемётная, бронебойная,
Перелётная-неубойная,
Пролетевшая, не попавшая,
 Пацана, меня, проморгавшая,
Погребённая, ржой покрытая,
Непрощённая,
Незабытая…

3 Ведущий
 Уважаемые участники встречи, предлагаем минутой молчания вспомнить всех, кто позволил нам с вами дожить до этой славной даты ценой своей жизни, ценой своего здоровья…
Сценарий экскурсии по виртуальному музею
Слайд 1
THE BANNER OF VICTORY OVER BERLIN
Student:
Lyudmila Tungusova
9 B Form
Teacher:
Inna Dodonova
Слайд 2
The Battle of Oder-Neisse.
In the early hours on April 16 the offensive began with a massive bombardment   by thousands of artillery pieces, and Katyushas rockets which sustained the barrage for days. Shortly afterwards and well before dawn Zhukov’s 1st Belorussian Front (1BF) attacked across the Older. Konev’s 1st Ukrainian Front (1UF) attacked across the Neisse before the dawn the same morning. The 1BF was the stronger force but it had a more difficult assignment and was facing the majority of the German forces.
German army engineers turned the Oder's flood plain into a swamp by releasing the waters in a reservoir upstream. Behind this they built three rings of defense which reached the outskirts of Berlin. These lines consisted of Anti-tank ditches; Anti-tank gun emplacements; and an extensive network of trenches and bunkers. The swampy ground proved to be a great hindrance and under a German counter barrage, Soviet casualties were  enormous. On April 18 the Soviet Fronts made steady progress.
Слайд 3
 On April 19, the 1BF broke through the final German line of defence and nothing but broken German formations lay between them and Berlin. It  was clean to everyone that Germany’s defeat was only  a matter of a few weeks.
Слайд 4
The Encirclements of Berlin.
On April 20 Russian artillery of the 1BF began to shell
 the centre of Berlin and did not stop until the city surrendered.
The Soviet plan was to encircle  Berlin.
              On April 22 at his afternoon situation conference Hitler fell into a tearful rage. He declared that the war was lost, he
 blamed the generals and announced that he would stay in Berlin until the end and then kill himself.
Слайд 5
                 By April 24 elements of the 1BF and 1UF had completed the encirclement of the city.
                 On April 25 the Soviet 58th Guards Division of the 5th Guards Army made contact with  the U.S. 69th Infantry Division of the First Army on the  Elbe River.
                   Berlin’s fate was sealed, but the  resistance continued. Fighting was heavy, with house-to-house and hand-to-hand combat. The foreign contingents of the SS fought particularly hard because  they were ideologically motivated and they believed that they would not live if captured.
Слайд 6
                   On April 28 Hitler’s command to hold Berlin at all costs was rejected.
Слайд 7
                    On April 30 Soviet forces fought their way into the centre of Berlin. At dawn they began to storm the Reichstag. At two o’clock the Red Banner of Victory was hoisted on the building by two sergeants M.Yegorov and M.Kantaria.
   Слайд 8
                   Adolf  Hitler committed suicide by  taking cyanide  and shooting himself.
The Victory Parade of 1945
Слайд 9
The Victory Parade of 1945

On     June 24, 1945 a victory parade was held in Moscow on Red Square.
During a mammoth victory parade Marshal Georgy Konstantinovich  Zhukov hailed the  Soviet Army as “the strongest army in the world”.
Слайд 10
The parade was one of the most impressive in Soviet history,despite a driving rainstorm.The victorious troops dragged around Red Square and hurled to the pavement in front of the Mausoleum hundreds of German
Battle  banners, including Hitler’s personal standard.
Слайд 11
 Marshal   Konstantin  Konstantinovich Rokossovsky commanded the parade, which was received by Georgy Konstantinovich Zhukov.
 Слайд 12
Marshals- Ivan Konev,
Слайд 13
Rodion Malinovsky, Leonid Govorov,
Слайд 14
Alexander Vasilevsky and
Слайд 15
Kirill Meretskov and army generals Ivan Bagramian and Andrei Yeremenko-took part in the parade, wearin all their decorations.
Слайд 16
The war in Europe was over.

Слайд 17
Literature:
“1st September" Newspaper 2005 №8

Комментариев нет:

Отправить комментарий