Блочная технология

Самоанализ профессиональной деятельности

           учителя  истории и обществознания НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»

Швецова Эдуарда Владимировича.
по теме: «Развитие познавательной активности учащихся 10 класса на уроках истории России через внедрение блочной технологии ».

Изменения, происходящие в последнее десятилетие в России и в мире, активно воздействуют на школу, требуя от неё эффективного ответа на современные запросы общества, пересмотра устоявшихся целей и ориентиров. Основной задачей школы становится создание условий для развития ученика, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Важную роль в реализации поставленных задач играет историческое образование. Оно позволяет школьнику не только  приобрести исторические знания,  но и  «развивать способности к пониманию исторической логики общественных процессов, ……. развивать навыки поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Тем самым, обеспечивается возможность критического восприятия окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях».
Проанализировав традиционную систему преподавания, я пришел к выводу,  что она не соответствует требованиям времени, так как не обеспечивает активное участие школьников в образовательном процессе.
Возникает противоречие: с одной стороны,  выпускник должен быть подготовлен для успешной адаптации в современном обществе, с другой стороны, традиционные методы обучения не создают условия для подготовки учащихся к реалиям современной жизни.
Проблема: как перестроить систему работы учителя истории, чтобы обеспечить активное участие школьников в образовательном процессе.
Цель: Развитие познавательной активности учащихся 10 класса на уроках истории России через внедрение блочной технологии.
Гипотеза:  Если изучу методическую литературу и ППО по проблеме, выстрою содержание курса «История России» по блочной технологии и разработаю формы организации учебного процесса, то обеспечу развитие познавательной активности у   учащихся 10 класса.
Задачи:
-          Изучить методическую литературу и ППО по данной проблеме;
-          Выстроить содержания курса "История России" на  блочной основе;
-          Разработать формы организации учебного процесса;
-          Апробировать технологию на практике;
-         Провести мониторинг уровней познавательной активности в 10 классе и проанализировать его результаты.
Для достижения цели и решения данных задач необходимо определенное качество условий деятельности:
- Материально-техническая база: в школе имеется кабинет истории,  который оснащен необходимой мебелью, техническим средствами и оборудованием: Интернет, ноутбук, проектор и экран. Оформлен уголок с государственной символикой России, обновлены стенды «Сферы жизнедеятельности общества», «Формы государственного правления», «Династия Романовых», «Календарь знаменательных дат», «Ученье-свет».
- Информационное  обеспечение: кабинет истории укомплектован Государственными общеобразовательными  стандартами, учебниками по  истории  и обществознанию, справочной и методической литературой. Ежегодно выписывается журнал «Преподавание истории в школе». Создана  картотека этого издания.
- Методическое  обеспечение: систематически ведется пополнение учебно-методических комплексов, разрабатываются практические и семинарские занятия, элективные курсы, разноуровневые задания для контроля по курсам истории и обществознания, постоянно пополняется и обновляется дидактический материал.
Большую роль в развитии профессионального мастерства играет руководство школы, организуя   обучение педагогов через различные формы: семинары, смотр-конкурс и открытые уроки. Представители администрации регулярно посещают уроки, организуют их анализ, способствуют повышению профессиональных навыков учителя.
Говоря о  качестве учебно-воспитательного процесса, хочу напомнить,  что целью моей педагогической деятельности является организация познавательной активности учащихся 10 класса  через внедрение блочной технологии.
Предлагаю вашему вниманию анализ реализации поставленных задач по достижению данной цели.
Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний,     а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". Т.И. Шамова предлагает следующую классификацию уровней познавательной активности: воспроизводящая активность, интерпретирующая активность и творческая активность.
Познавательная активность формируется учителем в процессе познания. Напомню, что он состоит из следующих этапов: восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация. Организовать познавательную активность можно на каждом из этих этапов. Для этого необходимо создать определенные условия (по Г.И.Щукиной):
- провести отбор содержания изучаемого материала с учетом:
а) познавательных возможностей учащихся;
б) принципа новизны;
-  осуществлять мотивационное управление процессом обучения;
-  создать положительный эмоциональный фон урока;
-  организовать самостоятельную работу школьника;
-  практиковать решение проблемных задач;
Возможность реализовать эти условия создает блочная технология преподавания.
Гузеев В.В. определяет блочное обучение как технологию (система) обучения, в которой минимальной единицей учебного процесса является блок уроков.
Блочное обучение, предполагает следующую систему взаимосвязанных по теме уроков: урок - лекция, урок - практикум, урок - семинар, урок - зачет.
На первом уроке по новой теме учитель, пользуясь методами устного изложения материала с опорой на готовую схему, должен раскрыть узловые вопросы темы. На последующих уроках ученики под руководством учителя по его заданиям работают с разными источниками исторических знаний (документы, карта, учебник, дидактические материалы), выполняя самостоятельные работы, прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На последующем уроке по теме проводится зачет с оценкой результатов усвоенного материала, обобщение и повторение изученного.
Изучив технологию и проанализировав передовой педагогический опыт, я выстроил содержание курса "История России с древности до конца XIX века" на  блочной основе
(см. приложение № 1). Так как большинство тем курса рассчитано на 5 - 7 часов, каждый блок соответствует  теме программы. Вся тема изучается как единый монолит ("Блок - тема"), что позволяет, во-первых, представить материал во всей полноте; во-вторых, хорошо понять, усвоить и закрепить входящие в блок вопросы; в-третьих, осознать связи между ними.
Выстраивание содержания курса "История России с древности до конца XIX века" на блочной основе позволило выйти на систему форм уроков по дидактическим целям.
Изучение курса начинаю с вводного урока. На нем знакомлю учащихся с принципами построения комбинированной блок-схемы по методике Фомина, отрабатываю умение работать с базовыми опорными сигналами. На лекционное занятие выношу основные фактические знания всей  темы, в виде частично готовой блок-схемы. В ходе лекции учащиеся совместно с учителем её разбирают и дополняют. Закрепление нового материала осуществляется с помощью заданий тренинга (см. приложение № 2).    В итоге, у учащихся вырабатывается целостное представление об эпохе. Они усваивают взаимосвязь событий и логическую структуру материала.
Следующий этап, изучения блока – уроки-практикумы. При проведении таких уроков учебный материал лекций детализируется и расширяется в процессе самостоятельной деятельности. Учащимся предлагаются  карточки с практическими заданиями: работа с картой, с терминами, со схемами, с суждениями историков, с историческими документами. Учащиеся самостоятельно определяют планируемую оценку и выполняют необходимый объем заданий. В начале урока - практикума сообщаю тему, цели и задачи, знакомлю с инструкцией, продумываю мотивацию деятельности учащихся. Опыт работы показывает, что роль уроков - практикумов важна, так как учащиеся закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации. На практикуме совершенствуются специальные и общеучебные умения и навыки, осуществляется применение учебных  знаний в новых ситуациях, учащиеся учатся  планировать свою работу, осуществлять самоконтроль (см. приложение № 3).
Следующий этап семинарские занятия. Их число зависит от сложности и объема изучаемого материала. Семинар требует от учащихся  высокого уровня самостоятельности в работе с литературой, умение пользоваться различными источниками информации,  сравнивать, делать выводы и обобщения, составлять план, тезис, выступать с доказательными аргументами. При подготовке к таким урокам разъясняю цель и план занятий, даю индивидуальные и групповые  задания провожу консультации, оценивая работу учащихся в семинаре, обращаю внимание на самостоятельность в анализе фактов, аргументированность, связность и логичность суждений, умений убедительно и доказательно отстаивать свою точку зрения.
Последний этап изучения блок-темы - зачетный урок. Зачет провожу в виде теста, который  содержит вопросы уровня А, В и С, по аналогии с заданиями ЕГЭ (см. приложение № 4). Оценивание результатов теста также провожу по шкале ЕГЭ.
Учебный процесс предполагает отслеживание и изучение результатов.
Для определения отношения учащихся 10 класса к блочной технологии было проведено анкетирование. Получены следующие результаты:
91 % (10 человек) учеников 10 класса считает, что блочная технология дает следующие результаты:
1.      получение  большего объем знаний при меньших затратах времени.
2.      сокращение время на выполнение домашнего задания.
3.      развитие практических навыков и логического мышления на уроках-практикумах и
      уроках-семинарах.
4.      развитие умения работать с различными источниками информации.
5.      повышение интереса к отечественной истории.
Только 9% (1 учащийся) 10 класса поддержал прежнюю технологию работы.
Критериями эффективности использования блочного подхода являются: 
1. Уровень познавательной активности. Применение блочной технологии позволило добиться повышения уровня познавательной активности. Так если на начало 2008-2009 учебного года 36 % учащихся находились на стадии воспроизводящей активности, 55 %  учащихся на стадии интерпретирующей активности, 9% на стадии творческой активности то в конце года уже 82% учащихся находились на стадии интерпретирующей активности (см. приложение № 5).
2. Мотивация учащихся. За 2008-2009 учебный год удалось повысить мотивацию учащихся. Если на начало учебного года ведущим мотивом был позиционный мотив (36%), то на конец года ведущим стал учебный мотив (46%) (см. приложение № 6).
3. Активность учащихся. Внедрение блочной технологии позволило повысить активность учащихся на уроке. Так если в традиционном обучении коэффициент активности
составлял 45 %, то в блочной технологии он достиг 82%
4. Самостоятельность учащихся. Внедрение блочной технологии позволило значительно увеличить время на самостоятельную работу учащихся. Так в традиционной форме обучения коэффициент полезного действия самостоятельной работы учащихся составлял в среднем 50 %, то в блочном обучении он вырос до 76%.
5. Сформированность специальных учебных умений. Для оценки уровня сформированности СУУ я использовал карту умений и карту результатов обучения (приложение 7). За 2008-2009 учебный год удалось повысить уровень сформированности СУУ и вывести 82 учащихся на конструктивный уровень, 18 % на творческий уровень усвоения материала.
6. Успеваемость учащихся. Сравнение результатов итоговой абсолютной и качественной успеваемости учащихся десятых классов по традиционной методике и с применением блочного подхода показывает рост качества обучения истории в 10 классе в 2 раза (приложение). Эффективность внедряемой технологии подтверждают и результаты сравнения итоговых контрольных работ. На 36 % увеличилось количество учащихся выполняющих задания конструктивного и творческого уровня.
       Применение блочной технологии позволяет:
·         познавательную активность учащихся.
·         увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;
·         развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;
·         разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у школьников интереса к историческим знаниям, познавательной деятельности;
·         целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;
повысить успеваемость учащихся и результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ


                                                  Календарно-тематическое планирование. История 10 класс                          Приложение №1
История России с древнейших времен до середины XIX века.



дата

Тип урока

Тема раздела, урока

Требования к уровню
подготовки учащихся

Виды контроля

1

Урок изучения нового материала
Комбинированный урок

Вводный урок по теме: Российская цивилизация: особенности становления и развития
- выделять своеобразие истории России в сравнении её с мировой историей,
- определять причины отличий;

Устный опрос.
Тема 1. Киевская Русь в IXXII вв. (5часов).

2



Школьная лекция

Киевская Русь в IXXII вв.
- знать причины и факторы возникновения древнерусского государства,
- понимать тенденции и динамику развития государства;
- выделять особенности правления князей;

Устный опрос.
Тренинг.

3


Урок практическое занятие

Практическая работа по теме: Киевская Русь в IXXII
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.
Работа с документами, картами, схемами.

4



Семинарское занятие

Норманнская теория.
- сформулировать собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства;
Решение познавательных и проблемных задач.


5



Семинарское занятие

Крещение Руси: за и против.
- давать оценку принятию христианства;
Решение познавательных и проблемных задач.

6


Урок проверки знаний и умений.

Тест по теме:
Киевская Русь в IXXII вв.
уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;

Тестовые задания

Тема 2. Русь в период раздробленности (1132-1300гг.) (4 часа).

7


Школьная лекция

Русь в период раздробленности (1132-1300гг.)

- знать причины распада древнерусского государства;
- выделять особенности правления князей;
Устный опрос.
Тренинг.

8


Урок практическое занятие
Практическая работа по теме: Русь в период раздробленности

- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.
Работа с документами, картами, схемами.

9


Семинарское занятие

Русь и Орда: союз или зависимость?
- давать оценку событиям XIII вв.
Решение познавательных и проблемных задач.



10



Урок проверки знаний и умений.

Тест по теме:
Русь в период раздробленности (1132-1300гг.)

уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания
Тема 3. Объединение русских земель вокруг Москвы (4часа).

11



Школьная лекция

Объединение русских земель вокруг Москвы.
- характеризовать: деятельность московских князей;
- называть причины и последствия Куликовской битвы;
Устный опрос.
Тренинг.

12

Урок практическое занятие
Практическая работа по теме: Объединение русских земель вокруг Москвы
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.
Работа с документами, картами, схемами.

13


Семинарское занятие

Иван III в оценках историков.
- характеризовать деятельность
Иван III.
- знать сущность и особенности нового централизованного государства,

Решение познавательных и проблемных задач.

14


Урок проверки знаний и умений.
Тест по теме:
Русь в период раздробленности (1132-1300гг.)

уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания
Тема 4. Россия в эпоху Ивана IV Грозного (1533-1584гг.) (4 часа).

15



Школьная лекция

Россия в эпоху Ивана IV Грозного.
- характеризовать: деятельность Ивана IV Грозного;
- выделять основные направления внутренней и внешней политики;

Устный опрос.
Тренинг.

16


Урок практическое занятие

Практическая работа по теме: Россия в эпоху Ивана IV
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.
Работа с документами, картами, схемами.

17


Семинарское занятие

Лики Ивана Грозного
- знать основные точки зрения на проблему;
- давать свою оценку явлению
Решение познавательных и проблемных задач.
18


Урок проверки знаний и умений.
Тест по теме:
Россия в эпоху Ивана IV Грозного.

Уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания
Тема 5. Россия в XVII вв. (5часов).

19



Школьная лекция

Россия в XVII вв.
- знать: основные события периода;
- характеризовать политику правителей;
Устный опрос.
Тренинг.


20

Урок практическое занятие

Практическая работа по теме: Россия в XVII вв.
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.
Работа с документами, картами, схемами.

21


Семинарское занятие

Смута
Обосновывать свою точку зрения на события периода;
Решение познавательных и проблемных задач.

22



Семинарское занятие


«Бунташный век»

- знать основные точки зрения на проблему;
- давать свою оценку явлению

Решение познавательных и проблемных задач.


23


Урок проверки знаний и умений.
Тест по теме:
Смутное время.
Уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания
Тема 6. Петровская эпоха (4 часа).

24



Школьная лекция

Петровская эпоха.
- знать: основные события периода; причины, содержание и направление реформ

Устный опрос.
Тренинг.


25


Урок практическое занятие
Практическая работа по теме: Петровская эпоха.
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.
Работа с документами, картами, схемами.

26

Семинарское занятие

Петр I: традиционалист или новатор?
- знать основные точки зрения на проблему;
- давать свою оценку явлению
Решение познавательных и проблемных задач.

27


Урок проверки знаний и умений.
Тест по теме:
Петровская эпоха.
Уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания

Тема 8. Эпоха дворцовых переворотов (4часа).

28


Школьная лекция

Эпоха дворцовых переворотов.
- знать: основные события периода;
- характеризовать внешнюю политику периода,

Устный опрос.
Тренинг.


29

Урок практическое занятие

Практическая работа по теме: Эпоха дворцовых переворотов.
 - уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков.

Работа с документами, картами, схемами.

30

Семинарское занятие

Правители и фавориты.
- знать основные точки зрения на проблему;
- давать свою оценку явлению
Решение познавательных и проблемных задач.

31

Урок проверки знаний и умений.
Тест по теме:
Эпоха дворцовых переворотов
уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания


Тема 9. Российская империя при Екатерине II (4 часа).

32


Школьная лекция

Российская империя при Екатерине II
- знать: основные события периода; - объяснять смысл понятий: «просвещенный абсолютизм», «золотой век»

Устный опрос.
Тренинг.


33


Урок практическое занятие

Практическая работа по теме: Российская империя при Екатерине II
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков
Работа с документами, картами, схемами.
34

Семинарское занятие

Просвещенный абсолютизм
-выявлять причинно-следственные связи;

Решение познавательных и проблемных задач.

35

Урок проверки знаний и умений.

Тест: Российская империя при Екатерине II
уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания


Тема 10. Российская империя в эпоху Александра I (4часа).

36


Школьная лекция

Российская империя в эпоху Александра I.
- знать: основные события периода;
- знать причины, содержание и значение этих событий.
Устный опрос.
Тренинг.


37

Урок практическое занятие
Практическая работа по теме: Российская империя в эпоху Александра I.
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков
Работа с документами, картами, схемами.

38


Семинарское занятие

Декабристское движение.
-  знать: причины, цели и суть движения декабристов,
- давать свою оценку событию;
Решение познавательных и проблемных задач.

39


Урок проверки знаний и умений.

Тест: Российская империя в эпоху Александра I.
Уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;

Тестовые задания
Тема 11. Российская империи в эпоху Николая I (4часа).


40


Школьная лекция

Российская империя в эпоху Николая I.
- знать: основные события периода; - характеризовать личность Николая I.

Устный опрос.
Тренинг.

41

Урок практическое занятие

Практическая работа по теме: Российская империя в эпоху Николая I.
- уметь работать с документами;
с исторической картой; с суждениями историков
Работа с документами, картами, схемами.
42

Семинарское занятие
Западники и славянофилы

-давать свою оценку событию;
Решение познавательных и проблемных задач.

43

Урок проверки знаний и умений.

Тест: Российская империя в эпоху Николая I.
Уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;
Тестовые задания
44


Урок проверки знаний и умений

Итоговое повторение курса.
Уметь высказывать свое мнение,  работать с текстом, отвечать на вопросы, давать определение понятий, решать тесты
выявлять причинно-следственные связи;

Тестовые задания



Приложение №2
Тренинг по блоку: Киевская Русь IX XII вв.

I.       Работа с хронологией (заполните таблицу)

Событие
Дата
Годы правления княгини Ольги

Призвание Рюрика

Крещение Руси

Годы правления Ярослава Мудрого

Годы войн Руси с Византией

Годы правления Владимира Мономаха

Годы правления Владимира I (Святого)

Годы княжеских междоусобиц на Руси


II.                Работа с персоналиями (заполните таблицу, в правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать).

Исторический деятель
Кто такой (ие)?
Что сделал?
 Ольга

1.
2
 Ярослав Мудрый

1.
2
 Владимир I Святой

1.
2.
 Олег

1.
2.
 Борис и Глеб

1.
 Рюрик


 Владимир Мономах

1.
2.
 Святослав

1.



Приложение №3
Практическая работа по теме: Киевская Русь в IXXII вв.
Цель работы:
- Расширить знания по теме.
- Формирование умений работать с текстом учебника, историческими источниками и историческими  картами.

I. Работа с картой.
Найдите на карте:
1. Племенные объединения восточных славян.
2. Города Киев и Новгород.
3. Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Византийскую империю.
Покажите на карте:
4. Торговый путь «из варяг в греки»
5.  направления походов русских князей

II. Работа с понятиями:
Дайте определение понятиям:
полюдье -      погост -       урок -       язычество -      христианство -        волхвы -       капище –

III. Работа со схемой:
Заполните родословную таблицу первых русских князей.

Рюрик
 
 


















IV. Работа с источником:
О каких событиях повествует приведенные отрывки из летописей?
1) « Сказали Руси чудь, словене, кривичи и весь:
- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…»
2) «Идее Ольга в Греки..»;
3) « И пошел князь на греков, и вышли те против русских. Увидев их, русские сильно испугались такого великого множества, и сказал князь: - Уже  нам некуда деться….. Так не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут»;
4)  «Затем князь послал по всему городу сказать: «Если не придете кто  завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом».

V. Работа с суждениями историков.
О князе Владимире Н.М.Карамзин писал: «Сей князь, названный церковью равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого  принадлежит ему и за дела государственные».
С.М. Соловьев считает, что «главная черта деятельности Владимира состоит в защите русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами».
1. Каковы главные идеи каждой из позиций?
2. Сравните эти оценки и выскажите свои суждения.

VI. Прочитайте текст и постройте социальную структуру древнерусского общества в виде пирамиды.
         Корпорацией, в которую был организован  господствующий класс  Киевской Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. В дружинной организации была своя внутренняя иерархия: верхушку представляла старейшая дружина; её члены именовались боярами. Низшим слоев была «молодшая дружина»; её представители назывались отроками. Из состава дружины князья формировали аппарат управления: посадники (наместники князя  в городах), воевод (предводителей военных отрядов),  данников (сборщики податей) и т.д.
         Лично свободное сельское население, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения использовались термины челядь и холопы. Во второй половине XI века появляется категория закупов – людей  попавших в зависимость от земледельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности предмет давнего спора историков; наиболее вероятно что смерды – группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; но есть мнение что этим термином обозначались все крестьяне платившие государственную подать.
       

Приложение №4
Тест по теме: Киевская Русь в IXXII вв.

  1. Столица Древнерусского государства Киев находился на землях:
а) кривичей;            б) полян;             в) древлян;              г) северян;

  1. Первым правителем Руси, принявшим христианство, был (а):
а) Ярослав;             б) Ольга;             в) Олег;                    г) Владимир Святой;

3. Князь Святослав был наиболее известен как:
а) выдающийся дипломат;                б) талантливый военачальник; 
в) законодатель;                                  г)  градостроитель;

4. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:
а) Игоря;                б) Святослава;             в) Владимира Мономаха;          г) Ярослава;

5. Соотнесите имена и деятельность:


а) Ярослав Мудрый;                                                 
б) Святослав;
      в)  Владимир Святославович;
      г) Владимир Мономах;
1) крещение Руси;
2) начало составления «Русской правды»;
3) написал «Поучение детям»;
4) говорил врагам: «Иду на вы».


      6.  Крещение Руси произошло в:
     а) 882г.;                  б) 911г.;                      в) 945г.;                 г) 988г.;

    7. К основным политическим центрам Древнерусского государства относят:
     а)  Москву;             б) Новгород Великий;             в) Рязань;                г) Владимир;

    8. Древнейшей летописью, дошедшей до нас, является:
     а) «Слово о законе и благодати»;      б) «Слово о полку Игореве»;
     в) «Повесть временных лет»;             г) « Чтение о житии и погублении»;

9.      Крестьянин общинник, попавший из-за долга в зависимость, назывался:
а) рядович;             б) холоп;               в)  закуп;        г) наймит;

10. Первые правители в Древнерусском государстве носили титул:
а) князь;                б) каган;                 в) хан;              г) император;

11.  Соотнесите события и даты:


а) поход князя Олега на Киев;                                          1) 862г.;                


б) расправа древлян над князем Игорем;                         2) 882г;
в) первый договор Руси с Византией;                              3) 945г.;
г) призвание Рюрика и варягов в Новгород;                    4) 907г; 

   12.   Даты 972-980гг., 1015-1019гг., 1073-1113гг., относятся к событиям, связанным с:
а) крещением Руси;
б) войнам Руси и Византии;
в) началом правления древнерусских князей;
г) междоусобным столкновениям князей.
               
  13. Первыми русскими святыми стали:


       а) Петр и Павел;                б) Борис и Глеб;       
       в) Василий и Георгий;      г)  Кирилл и Мефодий;

 14. Норманнская теория возникла в
а) в XVII веке;          б) в XVIII веке;              в) в XIX веке;           г) в XX веке;

15. Разработка норманнской теории связана с:


а) М.В. Ломоносовым,  В.К.Тредиаковским;            б) В.Н. Татищевым;
в) Э. Байером и Г. Миллером;                                     г) П. П. Шафиром.

16. Согласно норманнской теории варяги это:
а) норманны;    б) балты;          в) западные славяне;          г) восточные славяне



17.  Соотнесите понятия:
а) феодалы;                                    1) наймиты;
б) зависимое население;               2) бояре;
                                                         3) холопы;          


                                                         4) рядовичи;
                                                         5) отроки;
                                                         6) закупы;

18. Дохристианские верования восточных славян называются - ………………….

19. Какое из понятий в списке является лишним. Объясните почему?
Полюдье,  погост, урок.

20. Прочитайте текст:
Из «Повести временных лет»
       Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть куми­ры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакива­ли его…
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Ко­го не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где сто­яли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял ку­мир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей застав­лял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым…

20.1. О каком событии идет речь в документе? Когда оно произошло?

20.2. Почему князь отказался от язычества?  Почему выбор был сделан в пользу Византии?

20.3. Назовите последствия и историческое значение описанного в документе события. 



                                               

Карта результатов обучения учащегося. Приложение №7

десяти-
балльная
шкала
Основные показатели СОУ
(степени обученности учащихся)
ОУ
в %
Уровень
Ключевые задания
Отметка в трад. системе
1 балл
очень слабо


Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п.
1 %




Различение, распознавание (уровень знакомства)










«3»
2 балла
слабо



Отличает какой-либо процесс, объект, и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

от 2 до 4%

3 балла
посредственно



Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п. но объяснить ничего не может.
от 5 до 9 %




Запоминание
(неосознанное воспроизведение)
назовите; повторите; прочитайте наизусть; инсценируйте, перечислите; в каком году…; где происходило…;
4 балла
удовлетвори-
тельно



Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, однако затрудняется что-либо объяснить.
от 10 до 16%
закончите фразу; что узнали; объясните; выполните по аналогии; преобразуйте; объясните взаимосвязь;
5 баллов
недостаточно хорошо
Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет следующие мыслительные операции: анализ и синтез;


от  17 до
25 %





Понимание (осознанное воспроизведение)
классифицируйте; что является следствием; сравните; проанализируйте причины; задания на структуру;








«4»
6 баллов хорошо





Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляет способность к самостоятельным выводам;
от 26 до 36%

7 баллов
очень хорошо


Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминами, способен к обобщению изложенной теории, видит связь теории с практикой, способен применять знания в простых случаях;
от 37 до 49 %







Элементарные умения и навыки
Расскажите своими словами; объясните цель применения; проверьте свои предположения; докажите что…; выскажите мнение о …;
8 баллов
отлично




Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике. Выполняет большинство практических заданий;
от
50 до 64%
Найдите решение; обобщите; составьте из элементов; систематизируйте; напишите творческое эссе и тд.






«5»
9 баллов
великолепно

Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперирует усвоенной теорией в практике
от 65 до 81%



Перенос (творческий уровень

10 баллов
прекрасно
Нестандартно применяет знания на практике, формирует самостоятельные новые умения

от 82 до 100%
Оцените логику; определите достоинства и недостатки; выделите критерии; соответствует ли …;


Комментариев нет:

Отправить комментарий