Реализованные социальные проекты

XIV Всероссийская акция «Я - гражданин России»




«Вспомним наших дедов»
Россия,
Тюменская область, ХМАО – Югра,
Нефтеюганский район,
п. Каркатеевы,
НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»





Авторы: Граждан Глеб, ученик 8 класса
Крылова Полина, ученица 8 класса
Молодых Виктория, ученица 8 класса 
Хомяк Александра, ученица 11 класса
Руководитель: Швецов Эдуард Владимирович,
учитель истории НРМОБУ
«Каркатеевская СОШ»







п. Каркатеевы, 2014

Формулировка актуальной социальной проблемы
«От героев былых времен не осталось порой имен» - этими словами, которые стали пророческими, начинается известная песня.  К сожалению, в последние годы забываются имена героев прошлого, все меньше и меньше остается в живых ветеранов войны и тружеников тыла, а вместе с ними уходит и память о тех героических днях.
Из телевизионных передач, из газет, из социальных сетей мы узнаем о диких случаях  осквернения памятников защитникам Родины и могил солдат Великой Отечественной войны, о демонстрациях неофашистских молодчиков. Прискорбно отмечать, что  наше поколение забывает героев войны и не ценит их подвиг во имя жизни на земле. Между тем, Великая Отечественная война коснулась каждой семьи.
В начале работы над проектом мы провели опрос среди учащихся Каркатеевской СОШ, в результате которого выяснилось, что в 92% семей учащихся Каркатеевской СОШ имелись участники Великой Отечественной войны, но лишь 37% учащихся владеют информацией о них.
 Событием, взволновавшим жителей сельского поселения Каркатеевы, стало полученное в январе 2013г. известие о нахождении в Новгородской области останков нашего односельчанина, Старикова Арсения Николаевича.
Таким образом, возникает противоречие:
с одной стороны, в большинстве семей жителей поселка Каркатеевы были участники Великой Отечественной войны, а с другой стороны, учащиеся Каркатеевской школы имеют лишь поверхностные знания об этой войне и об участии в ней своих родственников.
Из данного противоречия вытекает проблема: как получить информацию об участии в Великой Отечественной войне родственников учащихся Каркатеевской СОШ.
Проблема определяет тему проекта: «Вспомним наших дедов».
Основная идея проекта: через сбор информации к созданию Книги Памяти и развитию чувства патриотизма.
Проектный замысел: реализация данного проекта предполагает: поиск информации о погибшем односельчанине Старикове Арсении Николаевиче, проведение информационных классных часов, организация поисковой работы по сбору сведений о родственниках-участниках ВОВ, ходатайство об установлении мемориальной доски в память об односельчанах, создание Книги Памяти.
Цель: сбор информации об участниках Великой Отечественной войны – родственниках и односельчанах и ее представление общественности.
          Задачи:
1.Провестианкетирование среди учащихся школы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
2.Составить план действий и распределить обязанности между учащимися поисковой группы.
3. Найти и установить контакт с родственниками погибшего в годы Великой Отечественной войны жителя п. Каркатеевы Старикова Арсения Николаевича, чьи останки были найдены в Старорусском районе Новгородской области в 2012г.
4.Организовать сбор информации об участии членов семьи и жителей п. Каркатеевы в Великой Отечественной войне.
5.Обработать  информацию и оформить Книгу Памяти.
6.Ходатайствовать   об установке мемориальной доски на территории с.п.Каркатеевы в память об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны.
7. Представить результаты реализации проекта жителям поселка.
8. Проанализировать результаты проекта и наметить пути его развития.
Концептуализация.
Поиск информации о людях, участвовавших в Великой Отечественной войне долгий и трудоемкий процесс, который, к сожалению, часто не приносит ожидаемого результата. Существует определенный алгоритм действий. Он включает в себя следующие этапы:
1.1. Поиск сведений дома.
Прежде всего, нужно точно знать фамилию, имя, отчество, год рождения и место рождения. Без этих сведений искать будет очень сложно.  Место рождения должно быть указано в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы.  В первую очередь рекомендуется побеседовать с родственниками, просмотреть все сохранившиеся документы, письма, фотографии, обращая внимание на номера воинских частей и полевых почтовых станций, даты, звания, названия населённых пунктов.  Звания можно определить по знакам различия на сохранившихся фотографиях. Если звание неизвестно, то принадлежность к рядовому, командному и политическому составу можно приблизительно определить по образованию и предвоенной биографии военнослужащего.  Главной задачей на первом этапе является - выяснение номера воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время и место гибели, если человек информацию о котором вы ищите погиб.
1.2. Если сохранились письма с фронта.
Первое, что нужно определить: номер Полевой Почтовой Станции (ППС или "полевая почта"). По номеру ППС с помощью специальных справочников("Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах", "Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943-1945 годах),размещенных на сайте Солдат.ру, часто удаётся определить название воинской части.  Кроме номера ППС на штемпеле (в центре) имеется дата регистрации письма на ППС (фактически дата отправления письма) - она тоже пригодится в дальнейших поисках. В тексте письма может быть информация о звании военнослужащего, о его военной специальности, о награждении, о принадлежности к рядовому, младшему командному (сержантскому), командному (офицерскому) или политическому составу и др.
1.3. Поиск в Интернете.
В Интернете существует несколько доступных баз данных с поиском по фамилиям: Мемориал, Подвиг народа, Солдат.ру. К сожалению, не существует единого поискового ресурса по фамилиям, нет даже единого списка баз данных, поэтому поиск в Интернете может занять довольно продолжительное время. При поиске следует проверить также созвучные фамилии и имена, особенно если фамилия плохо воспринимается на слух, - при неоднократных переписываниях фамилию могли исказить.
Необходимо произвести поиск в нескольких поисковых системах в Интернете, задавая в качестве строки поиска известные сведения о родственнике. Даже если поисковая система сообщит Вам что-либо интересное по Вашему запросу, следует повторить поиск для различных комбинаций слов, проверить синонимы и возможные сокращения терминов, названий, имён. Обязательно следует посетить генеалогические и военно-исторические сайты и форумы, просмотреть каталоги разделов военной литературы на сайтах электронных библиотек.
1.4. Книги Памяти.
По сведениям сайта Солдат.ру, в 86 регионах РФ выпущены Книги Памяти, в которых содержатся алфавитные списки жителей области, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Книги Памяти представляют собой многотомные издания, с ними можно ознакомиться в областной библиотеке и в военкоматах области, но найти их за пределами области сложно. В некоторых регионах помимо областной Книги Памяти выпущены Книги Памяти некоторых районов. Некоторые Книги имеются в электронных версиях на сайте Солдат ру. Поскольку издания разных областей, республик и районов готовились разными редакционными коллективами, то набор персональной информации и оформление разных изданий различны. Следует проверить обе Книги Памяти - по месту рождения и месту призыва.
 В Книгах Памяти некоторых областей, на территории которых велись боевые действия, приведены сведения о военнослужащих, погибших и захороненных на территории области. Если известно, в каком регионе погиб военнослужащий, нужно проверить Книгу Памяти соответствующей области.
1.5. Запросы в архивы.
Большинство документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны, хранится в Центральном архиве Министерства Обороны (ЦАМО).
Для получения информации о судьбе военнослужащего необходимо направить запрос в ЦАМО (или в другие архивы), в котором кратко указать известные сведения о военнослужащем. В конверт рекомендуется также вложить почтовый конверт с маркой и с Вашим домашним адресом для ускорения ответа.  Рекомендуется одновременно в том же письме послать заявление с просьбой "Уточнить награды" и указать фамилию, имя, отчество, год и место рождения военнослужащего. В ЦАМО имеется картотека всех награждённых военнослужащих Красной Армии, и может оказаться, что искомый военнослужащий был награждён медалью или орденом.
 В связи с недостаточным финансированием архива ответ из него может прийти по почте через 6-12 месяцев, поэтому, если есть возможность, то лучше лично посетить архив. Можно также оформить запрос в военкомате, в этом случае запрос в архив будет оформлен на бланке военкомата с подписью военкома и печатью.


Этапы работы:
I. Организационный этап: февраль - март 2013 года.
II. Реализация проекта: 1 этап:  апрель - май 2013 года.
2 этап:  сентябрь2013 – февраль 2014 года.
III. Рефлексивный этап: февраль 2014года.

Формат проекта
сроки
февраль 2013– февраль 2014 гг.
участники
учащиеся и родственники учащихся Каркатеевской школы, старожилы с.п. Каркатеевы, работники Администрации с.п. Каркатеевы, сотрудники Нефтеюганского районного военкомата, сотрудники ЦАМО.
база
с.п. Каркатеевы

Ресурсное обеспечение проекта:
кадровое обеспечение: Работники социального центра «Отрада», члены поискового отряда «Долг» (г.Нефтеюганск), сотрудники Нефтеюганского районного военкомата, сотрудники Центрального Архива Министерства Обороны.
финансовое обеспечение: Все расходы на реализацию проекта взяли на себя спонсоры
материально-техническое обеспечение: Компьютер, Интернет и многофункциональное устройство.
информационная поддержка: первый этап реализации проекта освещен в репортаже телекомпании 7 канал.
Выражаем благодарность ритуальному салону «Акрополь» и его руководителю Пильниковой Оксане Викторовне  за помощь в создании и установки мемориальной плиты
Критериями результативности проекта являются  следующие параметры:
1.      Уровень активности учащихся в работе по реализации проекта.
2.      Уровень знаний об участии членов семьи в Великой Отечественной войне.
3.      Уровень информированности жителей поселка о родственниках и односельчанах, участвовавших в войне.
Ожидаемые эффекты: В результате реализации данного проекта учащиеся школы расширят свои знания об участии родственников и односельчан в Великой Отечественной войне, будет оформлена Книга Памяти, содержащая информацию о них, и жителях  с.п.Каркатеевы, участвовавших  в Великой Отечественной войне. Проект получит свое развитие, Книга Памяти дополнится новыми сведениями.



Риски и угрозы
Риски и угрозы

Предупреждение рисков
1. Слабая информированность учащихся о родственниках участниках Великой Отечественной войны


2. Не все жители поселка обладают необходимыми навыками работы со специализированными сайтами
1. Рекомендации по сбору информации в период летних каникул у родственников, живущих за пределами поселка.

2.Оказание индивидуальной помощи в виде инструктажей и организации поиска



Сроки реализации проекта
Задачи
Действия
Сроки
Ответственные
Индикаторы
1.Провести анкетирование среди учащихся школы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
Составление вопросов анкеты.
Обработка полученной информации.
Выявление проблемы, постановка целей и задач.
Проведение анкетирования среди учащихся 1-11 классов.
март 2013г
Хомяк Александра
Молодых Виктория
Ланина Анастасия
Кителева Людмила
Белинкис Татьяна
анкета
2. Составить план действий и распределить обязанности между учащимися поисковой группы.
Сбор Совета патриотов.
Составление плана действий в соответствии с поставленными задачами.
Распределение обязанностей между членами совета патриотов согласно их интересам.
Март 2013г
Хомяк Александра
Белинкис Татьяна
Граждан Глеб
Список участников
План действий

3. Найти и установить контакт с родственниками погибшего в годы Великой Отечественной войны жителя п. Каркатеевы Старикова Арсения Николаевича, чьи останки были найдены в Старорусском районе Новгородской области в 2012г.
Создание специального статуса и размещение его в социальных сетях.
Проведение телефонных переговоров с администрациями школ п. Кожевниково.
Переписка с правнучкой солдата.
Март-апрель 2013г.
Хомяк Александра
Аливердиева Гуля
Молодых Виктория
Крылова Полина
Граждан Глеб


Материалы переписки фотографии
4.Организовать сбор информации об участии членов семьи и жителей Каркатеевы в Великой Отечественной войне.
Проведение классных часов в  1- 11 классах.
Помощь в поиске информации для заполнения макета страницы книги памяти.
Встреча со старожилами поселка на базе социального  центра «Отрада» с целью сбора информации об односельчанах- фронтовиках
Апрель-сентябрь 2013г.
Хомяк Александра
Белинкис Татьяна
Ланина Анастасия
Кителева Людмила

Фотоотчет встречи, макеты страниц Книги Памяти
5.Обработать  информацию и оформить Книгу Памяти.
Корректировка макета
Выбор дизайна распечатка страниц
Сентябрь-декабрь 2013г.
Хомяк Александра
Белинкис Татьяна
Крылова Полина
Книга памяти
6.Ходатайствовать   об установке мемориальной доски на территории с.п.Каркатеевы в память об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны.
Составление списка односельчан- фронтовиков.
Встреча с главой администрации поселка для обсуждения возможности установки мемориальной доски.
Март-апрель 2013г.
Хомяк Александра
Молодых Виктория
Крылова Полина
Граждан Глеб
Протокол заседания Общественного совета поселка.
7. Представить результаты реализации проекта жителям поселка.
Составление сценария выступления на митинге 9 мая.
Торжественное открытие мемориальной доски,
презентации книги памяти 23 февраля 2014
9 мая 2013 г.
23 февраля 2014г.
Хомяк Александра
Белинкис Татьяна
Молодых Виктория
Крылова Полина
Граждан Глеб
Сценарий выступления на митинге фотографии мемориальная доска книга памяти
8. Проанализировать результаты проекта и наметить пути его развития.
Сбор совета патриотов и проведение круглого стола по обсуждению итогов реализации проекта планирование направлений по дальнейшему расширению проекта.
февраль 2014г.
Хомяк Александра
Белинкис Татьяна
Молодых Виктория
Крылова Полина
Граждан Глеб
Материалы круглого стола


Этап реализации
В январе 2013г. в Администрацию сельского поселения Каркатеевы поступила информация от поискового отряда из г. Старая Русса о том, что  найдены останки солдата времен Великой Отечественной войны Старикова Арсения Николаевича, жителя п. Каркатеевы. Личность была установлена по записке в смертном медальоне (приложение №1). Эта информация была донесена до учащихся  Каркатеевской школы и стала стимулом для развития деятельности. Первоначально была создана поисковая группа из активистов Совета патриотов. Её члены ознакомились со специальными сайтами и определились с технологией поиска. Побеседовав со старожилами, мы выяснили, что семья Стариковых уехала из поселка в начале 70-х годов. Благодаря помощи Нефтеюганского поискового отряда «Долг» удалось выяснить приблизительный адрес семьи солдата – Томская область,  поселок Кожевниково.
Поисковая группа разработала следующий статус:«23 ноября 2012 года в Старорусском районе Новгородской области возле села Крекша нашли останки и смертный медальон на имя Старикова Арсения Николаевича. Он пропал без вести в январе-марте 1942 года. Был призван из п. Каркатеевы Сургутского района Тюменской области. Его жена Старикова Прасковья Мироновна с детьми в 60-70-е годы переехала в ваш населенный пункт. Поисковики ищут родственников, чтобы пригласить на похороны, которые состоятся 6-7 мая 2013 года. Помогите найти родственников пропавшего 70 лет назад солдата!». Статус был размещен в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». Были отправлены электронные письма в средние школы п. Кожевниково и редакцию местной газеты. В результате этих поисков удалось найти правнучку погибшего солдата - Марину Камерову (Приложение №2) В ходе переписки и телефонного разговора были уточнены сведения о Старикове А.Н.
Следующим шагом работы стало обращение в Нефтеюганский районный военкомат. Совместно с его сотрудниками был подготовлен  запрос в Окружной военный комиссариат г. Ханты-Мансийска. Удалось выяснить, что Стариков Арсений Николаевич в августе 1941г. был отправлен в Омский военно-пересыльный пункт (Приложение №3). Также отправлены запросы в Центральный архив министерства обороны в г. Подольск и областной военный комиссариат г. Омска. Ответ на них пока не получен.
В марте 2013г. в социальном центре «Отрада» прошла встреча членов Совета патриотов школы со старожилами поселка для получения информации о других односельчанах-участниках Великой Отечественной войны (Приложение №4). Проведена экскурсия в поселковый музей. Удалось собрать информацию о 12 участниках Великой Отечественной войны: Алекине Николае Евдокимовиче, Иштвановиче Михаиле Ивановиче, Крылове Иване Яковлевиче, Московкине Сергее Петровиче, Огорелкове Михаиле Изотовиче, Пастуханове Василии Никандровиче, Привалове Николае Ефимовиче, Приваловой Ефросинье Антоновне, Федоровском Игнате Андроновиче, Федоровском Федоре Игнатьевиче, Харитонове Вениамине Дмитриевиче, Шишкине Павле Михайловиче. 
По итогам проведенной работы было отправлено ходатайство в Администрацию и Совет депутатов с.п.Каркатеевы об открытии мемориальной доски с именами каркатеевцев - участников Великой Отечественной войны. Органы местной власти оказали инициативе полную поддержку. Были найдены спонсоры – ритуальный салон «Акрополь», который взял на себя все расходы по созданию и установки мемориальной плиты. 9 Мая 2013 года на митинге в честь Победы состоялось её торжественное открытие (Приложение №5).
В марте-апреле 2013 г. информация  о Старикове А.Н. была представлена в форме мультимедийной презентации на классных часах в 1-11 классах. (Приложение №6).  Учащиеся  школы с большим интересом отнеслись к этому мероприятию. Во всех классах началась работа по сбору информации о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. В помощь учащимся была предложена разработанная Советом патриотов памятка (Приложение №7).  Сбор информации проходил в период с апреля по сентябрь 2013 года. В сентябре – декабре 2013 года все собранные данные были оформлены в Книгу Памяти. Для этого члены поисковой группы разработали 2 макета страниц: траурный – для погибших и пропавших без вести солдат и офицеров,  и для вернувшихся с фронта (Приложение №8).  На данный момент собраны сведения о 50 участниках Великой Отечественной войны.  Книга Памяти была представлена 23 февраля 2014 года  в здании  КСК Ника (Приложение №9-10)


Комментариев нет:

Отправить комментарий